| Входной контроль знаний | Конспект лекций | Тесты | Контрольные вопросы | Индивидуальные задания |
|---|
| От авторов | Методические указания | Модули | Готовимся к экзамену | Связатся с преподователем |
|---|
МВФ, Всемирный банк, ВТО как субъекты международной координации экономической политики
1.Международный валютный фонд.
Основы современной системы многостороннего регулирования экономической сферы были заложены в 1944 г. на валютно-финансовой конференции Объединенных наций в Бреттон-Вудсе. На этом международном форуме для решения задач стабилизации мировой валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового воздействия в развитии экономики были созданы Международный валютный фонд и Всемирный банк.
1.Международный валютный фонд
Международный валютный фонд, членами которого сегодня являются свыше 150 государств, сосредотачивает свою деятельность на регулировании валютных курсов, многосторонней системы платежей, платежных балансов стран-членов и др.!
МВФ создавался как организация, призванная развивать сотрудничество с целью регулирования международной валютной системы. Согласно со статусом МВФ, эту основную дополняет консультативная и финансовая функция. Формально финансовая деятельность Фонда является вспомогательной. МВФ — не кредитный институт в обычном понимании.
Устав МВФ не предусматривает каких-либо особых условий для вступления в эту организацию. Членство в ней открыто для любой страны, способной и готовой выполнять связанные с ним обязательства.
По состоянию на 30 апреля 1998 г. наибольшим количеством голосов в МВФ обладали следующие государства: США — 18,86 %, Великобритания — 6,59, Германия — 5,7, Япония — 4,47, Саудовская Аравия — 3,39 %.Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна участница имеет квоту, выраженную в единице СДР. Размер квоты стран-членов устанавливается на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и в международной торговле.
Метод исчисления квот берет во внимание следующие экономические параметры: ВВП, резервы в иностранной валюте, золото, резервные позиции в МВФ, поступления и платежи по текущим статьям платежного баланса, степень изменчивости объема текущих внешних поступлений, средний уровень официальных ликвидных резервов.NB! Денежные средства МВФ в виде валют стран-членов и сумм СДР (i), как формируемые путем взносов по подписке, так и мобилизуемые с помощью займов, служат финансовым источником предоставляемых фондом кредитов.
СДР были введены как замена твердых конвертированных валют. Таким образом, в международное обращение были внедрены такие деньги, запас которых можно пополнять сознательно, по мере необходимости. СДР предназначены для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов МВФ, их появление стало результатом проблемы ликвидности. Международная ликвидность — это возможность стран бесперебойно погашать международные денежные обязательства при помощи взаимоприемлемых платежных средств. СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую как специальные права заимствования (Special Drawing Rights), которая в действительности не имеет материального и реального эквивалента, а применяется как резервный актив в дополнение к золотовалютным позициям стран – членов МВФ.Курс СДР как расчетной валюты МВФ в настоящее время определяется в четырех валютах: долларах США, евро, английских фунтах стерлингов и в японских иенах (USD, DEM + FR = EUR, GBP и JPY), раньше (до 1999 г.) исчислялся в пяти (USD, DEM, FR, GBP, SPY), а еще раньше — в шестнадцати валютах.Расчеты производятся на ежедневной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе. i
Котировки СДР объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на сайте МВФ. Между тем курс СДР как специальной валюты МВФ получает все более широкое хождение и, следовательно, требует разъяснения схемы его исчисления, представленную в поэтапном расчете курса СДР в долларах США.
Этап первый. На основе публикуемых курсов национальных валют (фиксингов) определяют среднедневные курсы валют в долларах США и среднедневные курсы доллара США в национальных валютах (курсы фиксируют центральные банки или валютные биржи соответствующих стран).
Этап второй. На основе зафиксированных курсов национальных валют к доллару США определяют курс доллара к национальным валютам, который как раз и используется в последующих расчетах соответственно индексов курса национальных валют к СДР и далее в расчетах курса СДР к соответствующим валютам.
Этап третий. Определяют индексы курса доллара в национальных валютах как отношение соответствующего курса доллара последующего периода к курсу предыдущего периода.
Этап четвертый. Определяют удельные веса значимости отдельных валют в “корзине” СДР (Currency Weights in SDR Basket).Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами стран-членов: казначействами, Центробанками и валютными стабилизационными фондами.
Страна-заемщица получает (покупает) нужную ей валюту, либо СДР, числящуюся на счете общих ресурсов в обмен на свою собственную национальную валюту. !
Таким образом, в результате этой операции фонд увеличивает запас валюты стран-членов, прибегающих к кредиту у него, в то же время запас других стран или СДР сокращается на сумму, которую получает в свое распоряжение страна-заемщица. Доступ стран-членов МВФ к финансовым ресурсам последнего в рамках действующих в фонде различных кредитных механизмов, ограничивается лимитами, устанавливаемыми для каждого из таких механизмов относительно квоты страны. Эти лимиты являются не целевыми установками, а лишь предельными уровнями.
В основании принципа обусловленности кредитов в бюллетене МВФ говорится: “Финансирование дефицитов платежных балансов в течение длительного периода времени без осуществления мер, нацеленных на уменьшение или устранение глубинных причин этих дефицитов не является ни желательным, ни осуществимым”.
Руководящие положения, определяющие механизм реализации принципа обусловленности, которые были приняты МВФ в 1979 г., предусматривают: проведение фондом предварительных консультаций со странами-заемщицами; практику поэтапного предоставления валютных средств странам; ограничения круга объективных показателей (performance criteria), используемых для осуществления процесса мониторинга только теми, наблюдение за которыми действительно необходимо для достижения целей программ переналадки экономики стран-членов, реализуемых при финансовой поддержке фонда.Расширение кредитной деятельности Фонда сопровождалось развитием его кредитных механизмов. Они изменялись в соответствии с изменениями в мировой экономике, с появлением различных проблем, которые возникали в странах-заемщицах и в странах-кредиторах. Одни механизмы усовершенствовались, на место тех, которые исчерпали себя, вводились новые.
В настоящее время МВФ использует обычные механизмы финансирования, постоянные механизмы, используемые для социальных целей и др. Они отличаются друг от друга источником финансирования и стоимостью кредита. Обычные механизмы финансирования базируются на использовании общих ресурсов Фонда (взносы государств-членов и заемных средств). К ним относится:1) резервная часть, 2) механизм “стэнд-бай”, 3) механизм расширенного финансирования (EFF).
Механизм резервной части состоит в том, что государство-член может сразу получить у Фонда необходимую ему валюту в рамках своей резервной части, которая составляет 25 % квот (для Украины при вступлении в Фонд была установлена резервная часть в размере 22,7 % от квоты).
Резервная часть — это превышение величины квоты государства-члена над суммой ее национальной валюты, которая находится в распоряжении Фонда.
При этом “запросы, касающиеся покупки валюты в рамках резервной части, не подлежат отказу”.
Единственным условием такого займа является потребность государства-члена в финансировании дефицита платежного баланса. Поскольку такие займы не считаются использованием кредитов Фонда, они не облагаются сборами и не нуждаются в погашении. В соответствии со спецификой этого механизма государства-члены заинтересованы в сбережении резервной части в случае крайней необходимостиМеханизм получения кредита за счет общих ресурсов Фонда состоит в том государство-член “покупает” необходимую ему валюту других государств-членов или СДР за собственную валюту. На протяжении определенного Фондом срока, государство-член обязано “покупать” свою валюту, т.е. погасить задолженность за валюту других государств-членов или СДР. За пользование ресурсами Фонда оно оплачивает одноразовый комиссионный сбор и проценты, которые базируются на рыночных ставках.
Механизм кредитных частей дает возможность государству-члену получать кредит, который по размерам приравнивается к размеру ее квоты. МВФ выдает его четырьмя частями (траншами). Кредитование в рамках этого механизма оговаривается по-разному и делится на этапы в зависимости от того, выдаются кредиты в рамках первой части (25 % от квоты) или следующих верхних кредитных частей. Для получения кредита в рамках первой кредитной части государство-член должно доказать, что оно использует адекватные меры для урегулирования своего платежного баланса. В рамках следующих, верхних частей займа финансирование осуществляется поэтапно на условиях выполнения целевых программных показателей. Такие займы обычно связаны договоренностями о кредите “стэнд-бай” или расширенного финансирования.Механизм “стэнд-бай” предусматривает право государств-членов на получение кредита МВФ в определенных размерах на протяжении установленного срока. В Уставе (ст. XXX) обозначено: “Механизм стэнд-бай основывается в решениях Фонда, по которому государству-члену дается гарантия, что оно сможет осуществить закупки на протяжении определенного периода и в определенном объеме в соответствии с условиями установленного решения”. Это практически означает открытие для государства кредитной линии.
Займы в рамках этого механизма осуществляются поэтапно (ежеквартально) на основе достижения государством обусловленных целей. Срок действия договоренностей о кредитах “стэнд-бай” — 12—18 месяцев, но они могут продлеваться до 36 месяцев. Кредиты необходимо погасить на протяжении 3,25—5 лет после каждого займа.Механизм расширенного финансирования (ЕFF) создан в 1974 г. Им предусматривается предоставление финансовой помощи государствам-членам для устранения диспропорций в платежном балансе, которые вызваны в основном структурными проблемами и решение которых требует длительного времени. Этот механизм дает возможность получать кредиты большего размера и на более долгий срок, чем на договоренности о кредитах “стэнд-бай”.
Государство, которое обращается с запросом о кредите в рамках данного механизма, должно представить свои цели и способы их реализации на период договоренности. Ежегодно государство-заемщик должно предоставлять Фонду документ с детальным разъяснением курса и способов экономической политики на следующий. Кредиты в рамках механизма расширенного финансирования погашаются в сроки от 4,5 до 10 лет с момента их получения.NB! К специальным механизмам финансирования относятся 1) механизм компенсационного и сверхъестественного финансирования и 2) механизм финансирования буферных запасов.!
Механизм компенсационного и сверхъестественного финансирования используется для содействия государствам-членам в покрытии дефицита платежного баланса, вызванного внешними, независимыми от государства, факторами: сокращением экспортных поступлений, ростом расходов на импорт зерна, стихийным бедствием и другими непредвиденными обстоятельствами.В рамках механизма финансирования буферных запасов Фонд помогает стране-члену сделать вклад в международные буферные запасы, если она переживает трудности с платежным балансом. С середины 1980-х годов средства по этому механизму не выдавались.В декабре 1997 г. Исполнительный совет создал дополнительный резервный механизм (Тhе Supplemental Reserve Facility).
Его предназначение — предоставление государствам-членам в случае значительных трудностей с платежным балансом, связанных с необходимостью срочного финансирования “вследствие неожиданной потери доверия на рынках, которое оказывает давление на капитал и резервы государств-членов”.
Финансирование по этому механизму является формой предоставления дополнительных ресурсов по механизму “стэнд-бай” или расширенного финансирования. 3аймы погашаются на протяжении 1—1,5 года. Значительные суммы в рамках дополнительного резервного механизма получила Республика Корея (декабрь 1997 г.) и Россия (июль 1998 г.).NB! К механизму льготного финансирования МВФ относится механизм расширенного финансирования структурной перестройки (ЕSАF), созданный в 1987 г. В 1994 г. его доработали и продлили срок действия. Это основной механизм, с помощью которого Фонд предоставляет финансовую поддержку в виде льготных ссуд и гарантий странам-членам с низким уровнем доходов и хроническим дефицитом платежного баланса.
Цель — поддержка среднесрочных программ структурной перестройки. Государствам, которые желают использовать данный механизм, необходимо с помощью содействия персонала МВФ и Мирового банка разработать основы экономической политики на трехлетний срок действия, программы структурной перестройки. Этот документ ежегодно обновляется.Фонд использует также ряд других механизмов, которые помогают государствам-членам решать специфические проблемы. Среди них — механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации, экстренная помощь странам, которые имеют трудности с финансированием платежного баланса вследствие неожиданных бедствий или конфликтных ситуаций.
В 1993 г. начал действовать(функционировал до конца 1995 г.) механизм финансирования системных преобразований (The System Transformation Facility).Он вводится как временный с целью предоставления государствам-членам финансовой помощи для урегулирования проблем платежного баланса, связанных с переходом от торговли, основанной на нерыночных ценах, к многосторонней торговле на рыночных основаниях. Реципиентом по этому механизму финансирования могли стать бывшие социалистические страны и государства с аналогичными трудностями относительно платежного баланса.NB! Следует обратить внимание, что западные страны не пользуются кредитами и ссудами МВФ, они являются кредиторами Фонда. Должниками МВФ стали большинство развивающихся стран. i
На конец 1998 г. должниками Фонда были 94 государства-члена.
Большая часть долга принадлежит пяти странам — 66 % от общей задолженности стран-членов МВФ. Первое место среди них занимают Россия, на втором месте Республика Корея, на третьем Мексика. На них приходится 54 %, т.е. больше половины задолженностей государств-членов перед Фоном.
По объему займов у МВФ каждый регион имеет своих “лидеров”.
В Латинской Америке — Мексика, Аргентина и Венесуэла, чья задолженность составляет 29,5 % задолженности всего региона.
В Азии — Республика Корея, Индонезия, Таиланд и Палестина. На них приходиться 89,7 % задолженности всех стран региона.
В Африке — Алжир, Замбия, Судан и Котдивуар. Им принадлежит 48,5 % от общей суммы задолженности региона.
В Европе — Россия (долг 14,1 млрд СДР), Украина (1,8 млрд СДР) и Болгария (772,3 млн СДР), на них приходится 84 % от задолженности всего региона.
На Ближнем Востоке — Иордания (337,0 млн СДР) и Республика Йемен (185,4 млн СДР).
2. Мировой банк.
![]()
Последняя конференция ООН, посвященная социальному развитию (Копенгаген, 1995), приняла ряд стратегических целей международного развития на XXI в., достижению которых обязался способствовать Мировой банк с помощью предоставления финансовой и технической помощи развивающимся странам и управления ею.
Эти цели лежат в сферах образования, здравоохранения, окружающей среды и борьбы с бедностью.
- уменьшение вполовину доли населения земного шара, живущего за чертой бедности, к 2015 г.;
- достижение всеобщего начального образования во всех странах к 2015 г.;
- уменьшение младенческой и детской смертности на две трети и материнской смертности на три четверти к 2015 г.;
- решение проблемы воспроизводства природных ресурсов в глобальном и национальном масштабах к 2015 г.
Данные приоритеты, лежащие в социальной сфере, хорошо прослеживаются в деятельности Мирового банка в последнее время. Следует отметить, что МБРР предоставляет странам займы (loan), а МАР — кредиты (credit). Следует также отметить, что в структуру Мирового банка кроме МБРР и МАР входят: Международная финансовая корпорация (МФК, IFC), созданная в 1956 г. (174 члена) для финансирования частных инвестиционных проектов; Агентство для многосторонних гарантий инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA), созданное в 1988 г. (145 членов), Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment disputes, ICSID), созданный в 1966 г. (129 членов).i
В целом общие ежегодные объемы займов и кредитов Мирового банка находились на уровне 19—22 млрд долл. США, за исключением 1998 г., когда мощный финансовый кризис в странах Восточноазиатского и Тихоокеанского региона обусловил направление в этот регион дополнительных кредитов. Например, как отмечалось выше, Корея получила в бюджетном 1998 г. самый большой заем за всю кредитную историю Мирового банка (23 декабря 1997 г. 3 млрд. долл., Structural Adjustment Loan), за которым последовал еще один очень крупный заем объемом в 2 млрд долл. (26 марта 1998г., Economic Reconstruction Project). Достаточно крупные кредиты, а также техническую помощь получили и другие стороны, наиболее сильно пострадавшие от восточно-азиатского финансового кризиса, — Таиланд, Индонезия, Филиппины и Малайзия.
NB! Традиционно слабо кредитуются Мировым банком следующие секторы: телекоммуникации, промышленность, газонефтедобывающая отрасль, водоснабжение и санитария, охрана окружающей среды, городское развитие, горнодобывающая отрасль и социальный сектор. Доли в кредитовании этих секторов во все рассматриваемые годы не превышали 7,2 %.
Международный банк реконструкций и развития.
Международный банк реконструкций и развития, созданный, как и МВФ, по Бреттон-Вудским соглашениям, главным образом занимается средне- и долгосрочным кредитованием инвестиционных проектов, которые предусматривают новое капитальное строительство или же значительные структурные сдвиги в странах-членах.
МБРР был создан в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление разрушенных экономик государств и способствовать повышению уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов, полученных из других источников.МБРР предоставляет займы на широкой коммерческой основе для специальных или для более общих целей социального развития. Средства для займов мобилизуются на международных денежных рынках. Сейчас членами МБРР являются правительства 181 страны. Эти страны должны быть также членами Международного валютного фонда (МВФ, IMF). Членский взнос каждой страны в МБРР отражает ее квоту в МВФ, которая, в свою очередь, отражает относительный вклад этой страны в мировую экономику.i
Доля одиннадцати ведущих стран в акционерном капитале МБРР превышает 50 %. Доля стран Центральной и Восточной Европы (постсоциалистические страны с переходной экономикой) в акционерном капитале составляет 2,8 %, стран бывшего СССР без России — 2,07 %, стран Центральной и Восточной Европы вместе со странами бывшего СССР, включая Россию, — 7,77 %. Если к ним еще добавить Китай, Вьетнам и Монголию, относимые Мировым банком к странам с переходной экономикой, то на долю всех стран с переходной экономикой придется 10,7 % акционерного капитала МБРР.NB! МБРР предоставляет займы только кредитоспособным странам и только под проекты, обещающие высокую экономическую отдачу.
Международная ассоциация развития (МАР)
В 1960 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР) как филиал МБРР для оказания помощи беднейшим развивающимся странам, которые не могут рассчитывать на займы МБРР.
Мировой Банк выделяет также небольшие группы стран, которым доступно смешанное финансирование (со стороны МБРР и МАР одновременно).!
Члены МАР разделены на две группы.
Промышленно развитые страны первой группы в количестве 26 стран делают свои вклады в МАР в свободно конвертируемой валюте. Остальные 134 страны вносят в свободно конвертируемой валюте только 10 % первоначального взноса. Страны первой группы имеют 61,47 % голосов в МАР, что соответствует их вкладам на сумму 92012,5 млн долл. США. Отметим, что Украина и Россия не являются членами МАР.
Так же, как и в случае с МБРР, доля ведущих стран в капитале МАР превышает 50 %. В целом 26 стран первой группы имеют в МАР 61,47 % голосов.Из числа стран с переходной экономикой во вторую группу членов МАР входят Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Грузия, Венгрия, Казахстан, Македония, Молдова, Польша, Словакия, Словения, Таджикистан, Узбекистан (общий процент голосов — 4,7), а также Китай, Монголия и Вьетнам (общий процент голосов — 2,4). Итак, доля стран переходной экономики в МАР составляет 7,1 % в пересчете на процент голосов, а в МБРР — 10,76 % в пересчете на акционерный капитал.
NB! Первая тройка ведущих вкладчиков в МБРР и МАР — США, Япония и Германия — составляют группу крупнейших промышленных стран мира, которая обозначается как G3.i
Далее идет группа пяти стран (G5), которые договорились стабилизировать свои валютные курсы, предпринимая на рынке совместные усилия. В эту группу входит группа G3, с также Великобритания и Франция, занимающие четвертое и пятое места. Группа семи стран (G7) состоит из группы G5, а также Канады и Италии, занимающих шестое и седьмое место, эта группа оформилась в 1976 г. для обсуждения и согласования экономической политики этих стран, а также согласования политических интересов. Далее следует группа десяти стран (G10), или Парижский клуб, которые в 1962 г. согласились предоставить средства МВФ. Эта группа состоит из группы G7, а также Нидерландов, Швеции и Бельгии. Отметим, что Бельгия имеет в МБРР больше голосов (1,84 %), чем Австралия (1,55 %), что и обусловило ее приоритет вхождения в группу G10 по сравнению с Австралией, имеющей больший рейтинг в МАР.3. ГАТТ. ВТО
По замыслу участников конференции в Бреттон-Вудсе третьим "столпом" в формирующейся системе многостороннего регулирования экономической сферы должна была стать Международная торговая организация (МТО), в функции которой входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений.
Еще в ходе работы над Уставом МТО (так называемой Гаванской хартией) 23 страны начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20 % мировой торговли (в сумме на 10 млрд долл. США). Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержащих правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 г.Но в 1950 г. США по ряду причин отказались ратифицировать Гаванскую хартию и ГАТТ, несмотря на своей временный статус надолго осталось единственным многосторонним механизмом, регулирующим международную торговлю. Необходимо отметить, что решения других международных экономических организаций (ЮНКТАД, ЕЭК, ОЭСР) по торгово-политическим вопросам имеют лишь рекомендательный характер.
В настоящее время членами ГАТТ являются более 140 стран, на долю которых приходится свыше 90 % объема мировой торговли. Эта крупнейшая международная организация обеспечивает проведение международных переговоров, в ходе которых разрабатываются глобальные правила торговли и проводятся консультации для разрешения разногласий и урегулирования споров в соответствии с этими правилами.NB! Исходной предпосылкой, на которой строится договорно-правовая система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижения этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения. Основополагающими принципами ГАТТ являются:1) недискриминационный режим для всех стран-участниц,2) национальный режим,3) общий запрет на количественные ограничения или квоты.
Положение о недискриминационном режиме (или статусе наибольшего благоприятствования) обязывает каждое государство распространять на всю совокупность поставщиков какого-либо товара льготы, которые оно предоставило бы какому-нибудь одному из них. Все же предусмотрены два отступления от правил: первое позволило учредить тарифные предпочтения в пользу развивающихся стран; другое делает возможным создание таможенных союзов между странами, если проистекающий из них уровень протекционизма не превышает среднего, которым прежде пользовались страны, участвующие в этих союзах.В соответствии со вторым принципом ГАТТ, который называется “национальным режимом”, страна вправе облагать импортные товары только теми налогами и сборами, что и продукцию, выпущенную в стране.Третье фундаментальное положение — общий запрет на количественные ограничения или квоты. Вместо этого, если договаривающиеся стороны предоставляют защиту своим предприятиям, они обязаны делать это с помощью прозрачных тарифов, которые должны согласовываться в рамках ГАТТ.Первыми и последующими соглашениями по ГАТТ устанавливался механизм либерализации тарифов, что привело к их существенному снижению.
Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40—50 % в конце 1940-х годов до 8—10 % к началу 1970-х годов. Это в свою очередь стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.
В ходе “токийского раунда” переговоров (1973—1979 гг.) средневзвешенная ставка тарифов развитых стран-членов ГАТТ была еще раз понижена, составив 4—5 %. Но эти переговоры коснулись не только проблем тарифов. Снижение таможенных пошлин в предшествующий период сопровождалось повсеместным увеличением нетарифных ограничений в области импорта.Наиболее важным пунктом “токийского раунда” стало соглашение по шести важнейшим кодексам поведения в международной торговле. Этими кодексами запрещается использование экспортных субсидий на промышленные товары и регулируется использование субсидий для экспорта сельскохозяйственной продукции: определяется, когда и на какой срок страна может ввести компенсационные пошлины на импорт товаров, продающихся по демпинговым ценам; поощряется международная стандартизация сертификации и методики тестирования продукции, оказывающееся воздействие на торговлю, и запрещается принятие дискриминирующих стандартов; устанавливается методика определения стоимости импортных товаров для установления таможенного режима; обеспечивается механизм упрощения и сведения к минимуму административных требований для получения лицензий на импорт товаров; налагается запрет на дискриминацию государственными предприятиями и учреждениями продукции других стран — членов ГАТТ.!
Необходимо отметить, что на “токийском раунде” был расширен объем торговых преференций в пользу развивающихся стран; была создана постоянная система, с помощью которой промышленно развитые страны могли устранить тарифы на ряд товаров развивающихся стран, оставив их в силе на товары промышленно развитых стран в соответствии с положением статуса наибольшего благоприятствования. В соглашении также указывается, что в ходе торговых переговоров развивающимся странам не будут предлагать идти на уступки, не совместимые с уровнем их развития, финансовыми и торговыми потребностями.В 1986 г. был начат восьмой, “уругвайский раунд” многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Среди обострившихся на тот момент внешнеторговых проблем можно отметить прежде всего использование рядом стран новых методов ограничения импорта, которые соответствовали букве, но не духу принципов ГАТТ. !
Это, например, “соглашение о добровольном ограничении экспорта”, “переговоры об упорядочении сбыта” и др. Возникла также необходимость в урегулировании на многостороннем уровне некоторых областей внешнеэкономической деятельности, которые ранее не попадали под действие международных правил. Например, торговля услугами, инвестиции, защита интеллектуальной собственности. Названные выше проблемы, а также ряд других явились объектом обсуждения на “уругвайском раунде” переговоров, который завершился в декабре 1993 г.NB! Итоговый пакет договоренностей включает 28 соглашений, что не имеет прецедентов в истории международных экономических отношений. Среди заключенных соглашений такие принципиально важные, как учреждение Всемирной торговой организации, Генеральное соглашение по торговле услугами.
Все заключенные соглашения условно можно разделить на два крупных блока: соглашения о доступе на рынки и соглашения и договоренности по институциональным вопросам, т.е. по новым механизмам международной торговой системы.К первой группе соглашений относятся прежде всего договоренности в области таможенного обложения. Так, было решено, что в течение 5 лет участники сокращают ставки импортных таможенных тарифов по большинству товаров по меньшей мере на 30 %. Снижение ставок началось в январе 1995 г. Таким образом, после планируемых сокращений средневзвешенная ставка импортных таможенных тарифов развитых стран составит около 3 %. Кроме того, будут полностью устранены тарифы на бумагу и бумажные изделия, фармацевтические товары, пиво, игрушки, строительное и сельскохозяйственное оборудование, мебель для офисов, ряд алкогольных напитков.NB! Огромное значение имеет подписанное в ходе “уругвайского раунда” соглашение по сельскому хозяйству.
В соответствии с ним, все нетарифные меры, ограничивающие доступ сельскохозяйственной продукции на внутренние рынки, подлежит “тарификации” по специально разработанной методике. После этого общий уровень защиты (включая таможенные тарифы) подлежит снижению в среднем на 36 % в течение 6 лет. При этом минимальное снижение по позициям должно составлять 15 %.
Меры национальной политики по поддержке сельскохозяйственного производства делятся на две категории: меры, оказывающие отрицательное воздействие на торговлю, и меры, нейтральные по отношению к торговле (например, субсидии на НИОКР, развитие инфраструктуры и т. п.). Меры первой категории, приведенные по специальной методике к числовым показателям, должны быть на первом этапе сокращены на 20 %.Соглашение содержит также перечень экспортных субсидий, подлежащих сокращению. Оно должно произойти в течение 6 лет и распространяться как на бюджетные средства, так и на количества субсидируемого экспорта.
Целью подписанного Соглашения по текстилю и одежде является постепенный возврат этого сектора международной торговли к принципам и правилам ГАТТ. iСоглашение по защитным оговоркам вводит запрет на защитные меры так называемой серой зоны, т.е. нерегулируемые правилами ГАТТ, в том числе “добровольные” ограничения экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение 4 лет с момента вступления соглашения в силу.
Соглашением оговариваются временные рамки действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которых должна быть осуществлена модернизация производства и повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной промышленности.В пакет “уругвайских” договоренностей входит также соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
В соответствии с ним выделяются три категории субсидий: запрещаемые (например, экспортные субсидии); разрешаемые, но эффект от которых другие страны в случае необходимости имеют право нейтрализовать компенсационными пошлинами (при причинении промышленности “серьезного ущерба”) и разрешаемые субсидии (выделяемые на цели прикладных или фундаментальных исследований, на помощь пострадавшим регионам и др.).NB! Особо необходимо отметить подписанное в ходе “уругвайского раунда” переговоров Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).!
В этом соглашении впервые закреплен механизм регулирования международной торговли услугами. Оно содержит три основных блока. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки соглашения содержат соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций).
В число основных обязательств стран-членов входит взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг.NB! Следующая договоренность стран—участниц ГАТТ касается торговых аспектов инвестиционной политики.!
Этим соглашением запрещается применение мер инвестиционной политики, оказывающих отрицательное воздействие на торговлю и противоречащих ст. III (“Национальный режим”) и ст. XI (“Общий запрет количественных ограничений”) ГАТТ. В этой связи к соглашению приложен примерный перечень подобных мер, включающий, в частности, меры, которые предписывают закупку инвестирующими компаниями местной продукции или материалов, а также меры, которые устанавливают объемы или стоимость продукции для экспортных поставок.Наконец, необходимо отметить достигнутую в рамках ГАТТ договоренность о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Соглашение основывается на положениях о взаимном предоставлении национального режима и режима наибольшего благоприятствования в отношении охраны прав интеллектуальной собственности.
NB! Среди договоренностей “уругвайского раунда” по институциональным вопросам необходимо выделить соглашение, учреждающее Всемирную торговую организацию (ВТО), которая стала преемницей ГАТТ.
ВТО — это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений между членами соглашения. Она основывается на ГАТТ 1994, ГАТС и на всех остальных договоренностях “уругвайского раунда”.
Всемирная торговая организация в отличие от ГАТТ полностью выведена за рамки ООН. Неотъемлемой ее частью являются так называемые механизмы обзоров торговой политики и механизм разрешения споров.C! Таким образом, можно констатировать, что после “уругвайского раунда” разрешена (по крайней мере на уровне выработанных соглашений), большая часть проблем, в течение десятилетий омрачавших торгово-политический климат международной торговли. Многое теперь будет зависеть от их практического выполнения.
Не вызывает сомнений, что выполнение соглашений “уругвайского раунда” окажет глубокое воздействие на современный облик международных торгово-экономических отношений. После нескольких лет, отведенных участниками на переходный период, сложится многостороння торговая система !
- все страны, большие и малые, будут вновь обладать равными правами, и равными обязанностями;
- практически не будет места односторонним преимуществам и исключениям из многосторонней дисциплины в торговле, за исключением торговых преференций и отдельных изъятий из соглашений, предоставляемых развитыми странами в пользу развивающихся государств для целей экономического развития;
- произойдет существенное сближение национальных законодательств, относящихся к регулированию не только внешней торговли, но и более широких сфер экономики;
- обход или прямое нарушение существующих правил международной торговли станет делом еще более сложным и рискованным (и экономически, и политически).
Результатом, ради которого и были начаты эти беспрецедентные переговоры, станет значительное расширение сферы деятельности рыночных сил, ускорение структурной перестройки промышленности и сельского хозяйства, более динамичный рост мировой экономики и торговли. Однако о всеобщей идиллии говорить пока не приходится. Развитие мировой экономики уже поставило ряд новых проблем, к которым пока только нащупываются общие подходы. Здесь и взаимосвязь торговли и охраны окружающей среды, и усиливающаяся регионализация торговли услугами, по-прежнему слабы механизмы координации торговой и валютно-финансовой политики. Глобальной проблемой человечества остается расширяющаяся пропасть между богатыми и бедными странами, имеющая в том числе и торговые аспекты. Отнюдь не устранена опасность вспышек новых торговых конфликтов, и предотвратить их можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества.
4.Киотский протокол
Одним из перспетивных для Украины направлений сотрудничества с другими государствами в области международных договоров является конвенция об ограничении выбросов вредных веществ в атмосферу – Киотский протокол. Этот протокол тем более важен, что зжатрагивает крайне актуальную на сегодняшний день тему экологической безопасности.
9 мая 1992 г. была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК), которая вступила в силу 21 мая 1994 г. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне.
В конце 1997 г. на Третьей конференции сторон РКИК в Киото был принят Киотский протокол РКИК, закрепляющий количественные обязательства развитых стран с переходной экономикой, включая Украину, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Украина подписала Киотский протокол 15 марта 1999 г. (рис. 5.4), а ратифицировала его 4 февраля 2004 г.Цель Киотского протокола — снизить концентрацию парниковых газов в атмосфере до такого уровня, чтобы остановить процесс глобального потепления. i
Суть документа сводится к тому, что каждая страна-участница обязуется не выбрасывать в атмосферу больше определенного объема парниковых газов. Нормы выбросов (квоты) для большинства стран были определены на уровне 92 % по отношению к объемам 1990 г. При этом реальное количество выбросов вместе с ростом производства в развитых странах увеличилось в некоторых случаях до 170 %. Страны, подписавшие Киотский протокол, взяли на себя обязательство к 2012 г. сократить свои выбросы в среднем на 5 % (Евросоюз, например, — 8 %, Япония — 6 % и т. д.).
Протокол вступит в силу только тогда, когда его ратифицируют 55 стран, причем среди них должны быть государства, ответственные за 55 % выбросов СО2 развитых стран и стран с переходной экономикой. В 1990 г. Украина была на пятом месте в мировом рейтинге выбросов и для нее как для страны с переходной экономикой был установлен больший размер максимального выброса — в 100 % от 1990 г.Однако вследствие экономического спада украинская промышленность стала выбрасывать в атмосферу значительно меньше углекислоты (например, в 1998 году объем выбросов составил лишь 55 % от уровня 1990 г.) и переместилась на десятое место по объемам выбросов после США, России, Японии, Германии, Канады, Великобритании, Франции, Италии и Австралии.Протокол разрешает странам не только продавать квоты на выбросы, но и накапливать их для использования в будущих периодах, поэтому стоимость ЕУО предположительно будет колебаться между 5—20 долл. за тонну СО2.
Требования к стране для начала передачи или продажи квот:
- страна должна ратифицировать Протокол;
- должна работать система инвентаризации выбросов, соответствующая разработанным международным требованиям;
- должен работать национальный регистратор принадлежности и “движения” квот;
- страна обязана в срок и в оговоренном объеме направлять в Секретариат соответствующую отчетность.
Стол помощи для механизмов Киотского протокола был основан в ноябре 2001 г. после Совещания Сторон Конвенции Объединенных Наций по изменению климата и Киотского протокола (СОР 7 — Маракешские договоренности). i
И уже к 16 декабря 2003 г. было зарегистрировано около 90 проектов-кандидатов, по которым даны конкретные рекомендации. Роль этой организации заключается в помощи разработчикам проектов по конкретным предложениям, в ответах на вопросы о механизмах Киотского протокола и предоставлении оперативной информации.
К середине 2004 г. в стол помощи поступило около 160 вопросов по поводу применения положений Киотского протокола, 110 вопросов по проектам (из них 90 — по механизму чистого развития, остальные — по проектам совместного развития). Среди государств, подающих проекты на рассмотрение, страны Азиатского региона составляют 57 %, Россия — 11 %, страны центральной и восточной Европы — 6 %. Наибольший удельный вес у проектов по улучшению энергетической эффективности — 25 %, по утилизации метана — 14 %, по производству энергии с использованием возобновляемых источников — 9 %.В 1980 г. под юрисдикцией Министерства экономики, торговли и промышленности Японии была создана Организация по развитию новых видов энергии и технологий (NEDO) с собственным капиталом около 4,2 млрд долл. по состоянию на апрель 2004 г. и бюджетом на период с апреля 2004 г. по март 2005 г. в размере 2,3 млрд долл. США.
NEDO — базовая организация, активно продвигающая использование Киотских механизмов в Японии. Участвуя в пилотной фазе программы японского правительства “Совместное ведение хозяйственной деятельности”, она аккумулирует знания, данные о проектах совместного внедрения.
Сегдня около семи проектов украинских разработчиков находятся на изучении в NEDO.NB! Для Украины главным является решение проблемы утилизации метана как обязательной составляющей программ стран-участниц, внедряющих механизмы Киотского протокола. Такое внимание к проблеме утилизации метана вполне понятно: согласно оценкам IPCC, метан является одним из сильнейших парниковых газов. Его воздействие на атмосферу Земли в 21 раз больше, чем СО2.
Наша страна занимает 4-е место в мире по запасам метана. Широкое производство и использование метана угольных месторождений позволит удовлетворить потребности национальной экономики в энергоресурсах. Например, на сегодняшний день Украина ежегодно потребляет 75 млрд м3 природного газа, из которых только 18 млрд м3 — отечественного производства.
Одна из важнейших целей, определенных Национальной энергетической программой Украины, — увеличение к 2010 г. объема ежегодного производства метана угольных месторождений до 8 млрд м3. Причем финансирование программы должно быть обеспечено за счет небюджетных источников.Выполнение программы по коммерческому производству и использованию метана в Украине может привести к следующим результатам:
- более безопасная добыча угля, рост производительности труда шахтеров, сохранность их жизни и здоровья;
- улучшение экологии из-за сокращения шахтами Украины эмиссии такого парникового газа, как метан;
- создание альтернативных источников энергии, которые помогут ослабить зависимость нашей страны от импорта топлива, например, природного газа из России и других стран СНГ;
- возможность использования шахтного метана для производства электроэнергии;
- возможность коммерческого использования шахтного метана для заправки автотранспорта;
- обогащение дегазификационной смеси и поставка метана в трубопровод для природного газа;
- использование метана для внутренних потребностей шахт;
- использование метана как технологического сырья;
- использование метана для муниципальных нужд городов и сел;
- сокращение себестоимости добычи угля (в затратах по производству метана шахтных месторождений)
Производство и использование этого газа позволят создать самостоятельную отрасль промышленности — индустрию угольного метана. i
Украина уже дала согласие присоединиться к партнерской инициативе “Метан — на рынки” (Methane to Markets Partnership), которая призвана способствовать сокращению глобальных выбросов этого газа, а также усилению экономического роста, повышению энергетической безопасности и улучшению состояния окружающей среды. Этот международный проект был предложен Соединенными Штатами Америки в июле 2004 г. Причем США выделяют 53 млн долл. на ближайшие 5 лет для реализации этой инициативы.
Дополнительная литература Электронный курс "Международные стратегии экономического развития" разработан аспирантом, ассистентом кафедры "Международная экономика" Пивоносовым М.Ю.
по вопросам и предложениям обращаться: pivonosovm@inbox.ru
©ДонНУ, 2008г.